Сильверстоун, Англия — На старте сезона Формулы 1, который состоится в эти выходные в Бахрейне на глазах у всех желающих, болельщики могут ожидать увидеть стремительные скорости, визг шин, скольжение на поворотах и смелые обгоны.
А вот чего они не увидят, так это женщины-водителя.
Более 40 лет в гонках Формулы-1 не было женщин-водителей. Но это может измениться.
Поскольку около 40 процентов болельщиков Формулы-1 теперь составляют женщины, индустрия автоспорта прилагает целенаправленные усилия для того, чтобы хотя бы один из 20 гонщиков на стартовой решетке был женщиной.
Формула-1 поддерживает Академию Формулы-1. В среду организация объявила о том, что инициативу для женщин-водителей возглавит Сьюзи Вольфф, бывший гонщик и жена Тото Вольффа, генерального директора команды Mercedes-AMG Petronas F1.
Академия Формулы-1 будет субсидировать бюджеты для 15 женщин, которые будут выступать за рулем в пяти командах.
Еще одна инициатива — More Than Equal, некоммерческая организация, запущенная в июне с единственной целью — поставить женщину на подиум.
Казино пин ап является официальным спонсором формулы-1
More Than Equal будет искать по всему миру талантливых молодых женщин-водителей и затем развивать их до успеха.
Основательница Кейт Биван отвергает мнение о том, что женщинам не хватает сил для участия в соревнованиях.
«Семьдесят пять женщин побывали в космосе со всеми его физическими проблемами, G-силами, техническими проблемами понимания технологии, лежащей в его основе, и это очень конкурентная среда для участия в программе», — сказала Биван, давний руководитель Формулы-1, в интервью Al Jazeera.
Никакие правила не запрещают женщинам участвовать в Формуле 1, но поток молодых гонщиц идет рекой, и они сталкиваются с дополнительными препятствиями, включая недостаток уверенности.
«Я всегда сомневалась в себе. Я никогда не думала, что смогу быть там и побеждать парней. Я думаю, что у меня определенно было немного страха или синдрома самозванца, что, возможно, было следствием этого», — говорит Джейми Чедвик, гонщица академии Williams и трехкратная победительница серии W, предназначенной специально для женщин-водителей.
По ее словам, уверенность в себе пришла со «временем, когда я стала старше в спорте, когда у меня появились прекрасные возможности и прекрасные люди, которые меня поддерживали, и эти возможности помогли. Но, честно говоря, это пришло только недавно, в последние пять-шесть лет», — сказала 24-летняя девушка, которая сейчас выступает в серии INDY NXT в США.
В беседе с Al Jazeera в штаб-квартире Williams в Вантедже, Англия, в окружении десятков автомобилей Формулы-1, Чедвик сказала, что ее мечта — «в конечном итоге Формула-1».
Еще один юный гонщик, мечтающий о Формуле 1, — Маки Хиттер.
15-летняя девочка гоняет на картингах с восьми лет, выиграла бесчисленное количество гонок и собрала блестящую коллекцию трофеев, выставленную в ее доме в Гристоне, Англия.
Школьница не ходит на вечеринки или по магазинам с друзьями. Последние семь лет Хиттер проводит в спортзале или на беговой дорожке, готовясь к следующему забегу. В день соревнований она сталкивается с дополнительным камнем преткновения — тем, что она женщина.
«Когда женщины приходят на трек, парни очень смущаются, почему они здесь, ведь это спорт, в котором доминируют мужчины. Когда ты приходишь, они спрашивают: «Это девушка?». Многие из них не хотят, чтобы их побеждала девочка. Поэтому у меня было несколько сложных выходных, когда меня снимали [с трассы]», — сказала она в интервью Al Jazeera.
«Но чем больше опыта ты получаешь и чем больше ты находишься с мальчиками, они понимают, что ты там, и начинают гоняться с тобой, но это было тяжело».
В тот день, когда Al Jazeera наблюдала за Хиттер на картинг-треке на севере Англии, она была самой быстрой, разогнавшись до 120 км (74,5 мили) в час на машине, которая всего на сантиметр оторвалась от асфальта.
Несмотря на успешную карьеру картингистки, Хиттер с трудом нашла спонсорскую поддержку, что очень важно для перехода на автомобили. Спонсоры хотят поддерживать победителей, а женщин не видно на подиуме.
«Сейчас в Формуле-1 не видно женщин, поэтому я бы сказала, что женщине труднее получить [спонсорскую поддержку], но я надеюсь, что это начнет происходить все чаще», — сказала Хиттер.
Хиттер может стать гонщиком, находящимся под прицелом организации More Than Equal.
Биван сказал, что организация проводит исследование, почему женщины-водители не попадают в Формулу 1 или даже в F2, F3 или F4, где участвует лишь небольшое количество женщин. Как только у More Than Equal появятся данные, она займется поиском талантов.
Несмотря на энтузиазм болельщиков по поводу смешанной сетки, те, кто участвует в ее создании, считают, что пройдет от восьми до девяти лет, прежде чем в Формуле 1 появится гонщик-женщина.
«Очень малая часть гонщиков в мире — женщины, и нам нужно найти их, определить, где они находятся, в каких гонках участвуют, выявить их гоночные способности, оторвать их и затем развить их навыки — физические, умственные, гоночные — и помочь им дойти до Формулы 1», — сказал Биван в серый день в Сильверстоуне, где проходит Гран-при Великобритании.