Ольга Федорченко известна не только как историк балета, но и опытный экскурсовод. Больше 20 лет она знакомила итальянских гостей с красотами Санкт-Петербурга, а в период пандемии, когда границы были закрыты, создала уникальную экскурсию по балетному Петербургу уже для российского туриста. Этот маршрут стал призером конкурса «Туристическая витрина Санкт-Петербурга – 2021».
В интервью spb.aif.ru Ольга Анатольевна рассказала о сложностях профессии, городских легендах и различиях между русским и иностранным туристом.
Из детской мечты – в профессию
Елена Банокина, SPB.AIF.RU: Ольга Анатольевна, как вы стали экскурсоводом?
Ольга Федорченко: Это было в конце 90-х годов, когда в стране сложилась не очень хорошая экономическая ситуация. Был постоянный риск потерять работу (в то время я преподавала). Но я вспомнила свою детскую мечту стать экскурсоводом в Ленинграде и, имея в багаже некоторые познания в итальянском языке, отправилась на курсы гидов-переводчиков. В этом решении меня поддержала подруга-экскурсовод, которая не раз мне говорила: «Оля, иди! Ты сможешь работать». И я рискнула: заняла деньги, год отучилась, получила разрешение на работу от музеев, выдержала строгие экзамены. О своем решении пойти трудиться гидом ни разу не пожалела.
– Помните свою первую экскурсию?
– Помню. Первыми моими слушателями были студенты из Италии, которых я повезла в Царское Село. Они проходили стажировку в Петербурге, мы были с ними знакомы, и я не сильно волновалась. Во время экскурсии я – словно актер на сцене. Во время дебюта в главной партии артист, несомненно, волнуется, его обуревают эмоции, но он чувствует подъем и воодушевление. Но имеется еще и синдром «второго выступления», когда тебе кажется, что ты уже «бывалый». И вот тут-то самонадеянность и подставит подножку: я не смогла удержать внимание группы итальянских подростков. До моей экскурсии им не было никакого дела, дети, русские и итальянские, мило ворковали между собой. Отработав, я была расстроена, сама себе сказала: «Не годна, профессию не освою». Но, как видите, все получилось, хотя казусы случаются до сих пор. Например, можно внезапно забыть имена архитекторов. Но в такие моменты я просто извиняюсь и продолжаю экскурсию.